Современный Интернет - это множество несвязанных между собой виртуальных миров. Регистрируясь в каждом из них, заводя аккаунт и вводя информацию, можно запросто потеряться - что и куда введено. Не говоря уже о паролях, если они разные. Таким образом, чем больше виртуальных миров (а также онлайновых сервисов, форумов, чатов, платёжных систем) мы посещаем, тем больше виртуальных личностей заводим.
Так же интернет (форум, к примеру) - это общение большого числа незнакомых, как правило, людей. Человек часто просто не хочет показывать себя таким, как он он есть на самом деле, боясь потонуть под массой виртуальной толпы и быть поглощенным ею. Он выстраивает перед собой защитные барьеры колкости, цинизма, агрессии порой. Часто вполне милый и тихий человек предстает вообще абсолютно неузнаваемым. Это стоит учитывать.
Вообще быть самим собой в большой незнакомой компании могут очень немногие. Человек либо "закрывается", либо, наоборот, выбирает "агрессивный" стиль поведения, окружая себя "колючками"...
Является ли данное заболевание социальной фобией или же в свете прогресса информационных технологий его можно рассматривать как Интернет-шизофрению? Давайте посмотрим сами - в он-лайне можно работать, развлекаться, находить нужную информацию и, наконец, общаться через ICQ, IRC и форумы. По сути, виртуальный мир сопоставляется с реальностью. Человек выбирает себе псевдоним (nick), под которым скрывается его настоящая (как ему кажется) личность. Существуют 2 "Я" - один под ником, другой под фамилией, и что примечательно, оба "они" знают о существовании друг-друга, зачастую даже противопоставляют себя друг-другу. По-моему, это есть первый симптом заболевания. Для многих (психически уравновешенных людей) это лишь развлечение, игра, для некоторых - самоцель. Самоцель жить ником, второй половинкой уже больной личности.
Виртуальный образ извращает реальный образ человека помимо его воли. Ведь привлекательность человека может состоять, скажем, на 80% из внешнего вида, манеры держаться, голоса, смеха и прочее, а 20% "воплощают" собственно то, что он говорит. В интернете мы наблюдаем только семантичный контент индивидума, и то лишь его малую часть - лишь то, что он считает нужным сказать.
Этим вопросом уже занимаются специалисты. Американские психологи посчитали, что абсолютно "нормальных" людей 6-7%, а остальных 75-90%. Психологи считают, что какая-бы то ни была личность не может быть абсолютно "нормальной". Норма - это стандарт, которого, как известно не существует в реальности.
Веб-серфинг, электронная почта, интернет-пейджеры, шоппинг, скачивание музыки и посещение чатов вызывают беспокойство, когда они становятся препятствием для работы или социальной жизни. Психиатры из университета Флориды определили критерии, по которым можно выявить онлайновую зависимости у пациентов.
Д-р Шапира и г-н МакНайт предложили критерии для диагностирования нездорового использования Интернета. Они сформулировали их на базе итогов своего исследования и других данных.
Итак, 5 сигнальных привычек. Пребывание в онлайне намного больше намеченного времени. Игнорирование любых других ответственностей. Неудачные попытки сократить онлайновые сессии. Важные взаимоотношения страдают из-за привязанности к Сети. Беспокойство и чувство тревоги вне онлайна.
Шапира вывел критерии после психиатрического обследования 20 добровольцев, которые решили, что у них серьезные проблемы с Интернетом, и 17 студентов с разным пользовательским уровнем.
Оказалось, что у волонтеров были такие психические расстройства, как раздвоение личности и депрессия, а также алкогольная зависимость. Они проводили в онлайне 30 часов в неделю. При этом незначительное пользование в 10 раз превышало существенное.
Часто интернет-шизофрения провоцируется компьютерными играми. Больше всего от этого страдают дети, чья психика еще не сформировалась, в отличие от взрослой.
Компьютерные игры и сеть интернет приводят к нарушению психических состояний у игровых аддиктов. Игровые аддикты испытывают устойчивую потребность в игре, но вместе с тем не могут полностью удовлетворить ее, т.е. находятся в состоянии фрустрации, хотя и имеют возможность удовлетворять потребность. Проведенные в России исследования показали некоторые устойчивые отклонения от нормы показателей психического состояния у игровых аддиктов: снижение настроения, самочувствия, активности.
Это свидетельствует о дезадаптации, неадекватном восприятии аддиктами себя и окружающего мира. Тревога нарастает с нарастанием своего рода диссонанса между "Я виртуальным", который бессмертен и может все в виртуальном мире, и "Я реальным", который является простым смертным человеком. Помимо этого, тревога служит катализатором формирования зависимости: с увеличением тревоги увеличивается зависимость, что, в свою очередь, увеличивает тревогу и т.д.
Возникновение своего рода раздвоения личности приводит не только к ухудшению настроения и морального состояния ребенка или подростка, но и к появлению психологических разладов во взаимоотношениях с родителями и друзьями, к снижению школьных показателей, к нервным срывам и беспричинной агрессии.
Для восстановления психологического состояния ребенку или подростку требуется гораздо больше времени, нежели сформировавшемуся человеку. Киберпространство огромно, но реальная жизнь гораздо больше. Поощрение действий подростка в реальном мире может способствовать реабилитации и восстановлению психики ребенка. По опыту американских исследователей в данной области, ни в коем случае при возникновении подобных случаев нельзя запрещать ребенку или подростку пользоваться компьютером, в первую очередь необходимо найти способ сопрячь виртуальный и реальный миры подростка. Сетевые и компьютерные интересы должны найти отражение в реальной жизни, например использование компьютера для выполнения школьных заданий. Если ребенку нравятся ролевые игры в виртуальной реальности, можно попробовать привлечь его к участию в школьных театральных постановках. Основная цель, которая ставится в подобных случаях перед родителями, заключается в том, чтобы избежать замыкания подростка в киберпространстве, поскольку именно это приводит к несоотношению виртуального и реального миров в его сознании.
На данный момент не существует конкретных рекомендаций по разрешению психических проблем людей (в частности, детей и подростков) в области компьютерной аддиктивности. Исследования по определению статуса веб-зависимости, возможно, займет отдельную главу в Диагностическом и статистическом указателе ментальных расстройств, который содержит стандарты для психиатрического диагноза. Или же будет отнесена к разряду импульсивного поведения, как, например, непреодолимая тяга к азартным играм. Человечество не имеет еще достаточного опыта в решении данной проблемы, и все ныне существующие методы лечения компьютерной аддиктивности имеют больше отношение к лечению зависимости от наркотиков, спиртных напитков или курения.
Определения:
*Аддиктивность - это общемедицинский термин, под ним подразумевается зависимость человека от алкоголя, табака и наркотиков. В более широком смысле аддиктивность - болезненная зависимость от чего-либо.
**Множественная личность - психический феномен, при котором человек обладает двумя или более различными личностями, или эго-состояниями. Каждая альтер-личность в таком случае имеет собственные паттерны восприятия и взаимодействия с окружающей средой. Людям с множественной личностью определяют диагноз «диссоциативное расстройство идентичности», или «расстройство множественной личности». Данное явление известно также под названиями «расщепление личности» и «раздвоение личности» (Википедия).
Медики считают, что раздвоение личности - это психическое заболевание, при котором под влиянием эмоционального шока или иных причин гармоничная целостность человеческого «я» разбивается, подобно кристаллической структуре, на отдельные фрагменты, притом линия разлома проходит по самым уязвимым «участкам» психики. Таким уязвимым «участком» могут стать, например, нереализованные амбиции, долго подавляемые желания и т.п.
***Интернет-шизофрения - полиморфное психическое расстройство или группа психических расстройств, для которых характерны отклонения в восприятии реальности в сторону виртуальной реальности или её отражении.
*****Дихотомия (греч.: «надвое» + «деление») - последовательное деление на две части, не связанные между собой.
Авторы: Цой Саяна и Збруцкая Александра.
Copyright © 2010 by Цой Саяна. .Все права защищены. Запрещено частичное или полное воспроизведение материалов сайта без согласования с автором. |